|
Алла Алексеева Шлюз
Начало Окончание
Я не знаю, можно ли это назвать историей, и имеет ли это отношение к истории моей
жизни. Думаю, что нет. Нет, потому что случившееся с нами навсегда причислено мною к
категории снов и никогда не станет предметом изучения моих доморощенных биографов с
работы, из института и из моего подъезда. Быть может, в самый неподходящий момент об этом
вспомнят эти симпатичные ребята из бара, которым я cпьяну выболтал нашу историю. Зачем
выболтал? А так, чтоб понравиться. И ведь понравился.
Наверно, самая суть началась тогда, когда Гена выбил стекло, даже не выбил, а выдавил,
скорее. Он уперся в стекло своей растопыренной ладонью, одетой в кожаную перчатку. "Ген,
да ладно, пойдем", - я произнес это по привычке. На самом деле я уже понял, что теперь мы
перестаем играть как обычно в нашу игру "что там за стеной?", теперь мы перестаем просто
озвучивать наши, возможно, странные выдумки. Он смотрел на меня и улыбался, и я тоже стал
улыбаться, потому что почувствовал себя каким-то легким и немного всемогущим.
* * *
В детстве мы часто проводили время за тем, что взахлеб, перебивая друг друга,
придумывали очередную околесицу, и ржали, как сумасшедшие, а потом, уставшие, молча
сидели и улыбались уже как-то по памяти. И когда в такие вот минуты сверху вдруг доносился
голос Генкиной мамы, его рот, не успев еще избавиться от улыбки, резко дергался вправо, а
потом напряженно повисал. Я про себя всегда удивлялся этой реакции - голос его мамы был
такой ласковый, любящий что ли. Я бы в то время, наверно, растрогался до слез, если б моя
мама вдруг, ни с того ни с сего, высунулась бы в окно и таким же вот голосом позвала бы:
"Женя, иди кушать, а то остынет".
* * *
Его улыбка чуть дернулась вправо, прямо как в детстве. Раздались хруст и звон, рука
Гены, сжатая в кулак, была теперь внутри. Он дернул ее наружу, хлопнул меня по плечу и
слишком уж бодро сказал: "Не робей, сейчас мы будем там". Но я что-то заробел, мне
показалось, что на плечо мне опустилась не Генкина рука, а чья-то чужая. Я, по привычке,
конечно стал додумывать, что в этой башне притаилось некое идиотическое излучение,
заставившее в секунду превратиться руку моего лучшего друга в руку институтского
сумасшедшего - гардеробщика Вити, который постоянно самозабвенно ковыряется в носу,
отчего собирает немыслимую очередь в гардероб, и потом орет, что ему мешают медитировать
и опять прервали его разговор со своей кармой. Но образ старого гардеробщика, как крепкая
тугая пробка, заткнул мое воображение, не оставив выхода для моей фантазии, и вообразить
себе, что же такого интересного может делать Гена с рукой Вити, я не смог. От этой своей
глупости я немного развеселился, и, отодвинув Гену, стал извлекать из рамы зубцы
оставшегося стекла. Я кидал стекло налево, а справа, засыпав всего себя снегом и, раскинув
руки в стороны, лежал он.
* * *
Мы, в общем-то, и приехали к моей тетке, а вернее, в ее временно пустующую квартиру,
только для того, чтобы пойти на шлюз. Тетку Нину я видел всего-то раз, лет в семь-восемь. Я
помню, в больнице мама посадила меня на ободранный кожаный диван и сказала свое
обычное: "Жди, я сейчас", а сама пошла по коридору, прошла его до половины и исчезла за
дверью. Очень скоро, я даже не успел посчитать кружочки на платье девочки, которая,
наверно, уже давно сидела здесь, потому что все время ерзала и крутилась, что позволяло мне
посчитать кружочки со всех сторон, мама вышла. Она вышла с опущенной головой, как будто
задумавшись о чем-то, но потом посмотрела на меня и заулыбалась. Когда она прошла от
палаты несколько шагов, из двери показался еще кто-то. Мама шла, и этот кто-то шел странно,
одновременно дергано и осторожно, позади нее. Когда они подошли ближе, я увидел, что это
худая женщина с короткими рыжими волосами, она шла и улыбалась, так же, как и моя мама,
только от ее улыбки мне стало сразу как-то страшно. Мама подошла уже совсем близко, а я не
мог отвести взгляда от незнакомки, потому что она теперь вышла из темноты коридора, и стала
отчетливо видна в ярком освещении холла. Я смотрел на нее, и никак не мог решить - красивая
она или уродина, боюсь я ее или она мне нравится. А она остановилась и стала смотреть прямо
на меня, и мне казалось, что она сияет. Я на нее смотрю, она - на меня. Меня напугал мамин
голос: "Женя, куда ты смотришь?" "Это не Рома, не Рома", - вдруг завопила женщина, мама
обернулась, и с тоской какой-то сказала: "Нина, ты зачем?..", и Нина убежала в темноту
коридора.
Дело в том, что тетка Нина, что называется, не совсем нормальная, то есть немного
сумасшедшая, и почти все время проводит в больнице, где раньше ее навещал муж. Но он
умер, когда я был маленьким, и тогда пришлось моей маме, до тех пор сторонившейся своей
сумасшедшей троюродной сестры, взять на себя заботу о несчастной. Правда, мать моя считала
в свете такого поворота событий, несчастной, конечно, себя. О теткином муже мама говорила
лишь одно: "жуткий красавец", но говорила это часто, с завидным постоянством употребляя
именно это определение - "жуткий". Это в детстве вводило меня в большие сомнения. Вскоре я
утвердился во мнении, что этот дядя Эдик ужасный негодяй, но очень красив. Но потом,
подслушав очередной мамин разговор с моей бабкой, я изменил свою точку зрения, и стал
считать, что муж моей сумасшедшей тетки обладал внешностью весьма нестандартной: одна
часть его лица, например, правая, была очень даже уродливой, а другая - красивой. Я прямо так
и видел эту зловещую, скроенную из половинок двух лиц, физиономию. Признаться, потом я
никак не мог вспомнить подслушанный разговор и так и не понял, что заставило меня родить
такую жуткую фантазию. Но лицо, придуманное мною, так крепко вошло в мое сознание (или
подсознание, это кому как нравится), что стало одним из самых неприятных и частых
кошмаров из моих снов.
Так вот, после смерти теткиного мужа оказалось, что у тети Нины больше никого нет,
ни друзей, ни родственников (мать ее умерла уже давно, а отца и вовсе не было). И
единственным более-менее родственником оказалась моя мама, которая не вспоминала свою
троюродную сестру лет пятнадцать-двадцать.
* * *
- Я, Жень, чувствую в этом месте какую-то силу. Мне здесь нравится, как будто это мое
место.
- Да ладно тебе, "мое место", "мой напиток", "моя девушка" - это просто у тебя
настроение сейчас такое. Правда, у меня такое же. Ну, кажется, все.
Я довольно быстро вычистил раму до полной безопасности, и плюхнулся рядом с Геной.
Снег сыпал прямо в глаза и щекотал лицо, я сел. Он лежал с открытыми глазами и с открытым
ртом. Я почувствовал раздражение, и мне стало как-то неуютно.
- Ну, полезли?
Я ткнул его кулаком в бок.
- А я передумал. На черта нам туда лезть?
Мне показалось, что Генрик издевается надо мною, помыкает.
- Как так передумал? Нет уж, Генрик, ты притащил меня сюда, это твое место, окна
нет...
- Ну чего ты, чего? Я шучу. Просто так лень что-то стало... - он сомкнул руки над
головой, потянулся, и опять уставился в небо. - Я представил, что снежинки - это маленькие
существа с маленькими душами, и когда они попадают мне в рот, они тают и высвобождаются
из тел, а их души остаются во мне, а те, которые попадают в глаза, начинают видеть через
меня, а я вижу их, только очень близко, слишком близко, в них тоже много-много маленьких
душ.
Он зажмурился, загреб руками снег, бросил его себе в лицо и стал тереть ладонями.
Когда он открыл лицо, оно было красное и мокрое, он улыбался.
- Ну ты и псих. Маленькие души маленьких существ внутри маленьких существ в твоих
глазах, - я сказал это скороговоркой.
На какое-то мгновение лицо Гены замерло, и я задавил готовый вырваться из меня смех.
Признаюсь, промелькнуло во мне нелепое чувство, будто я святотатствую. И когда он в
следующую секунду засмеялся, я ухватился за этот смех и сам стал смеяться так, словно чем
громче я смеюсь, тем быстрее стираются все мои страхи. И ведь стерлись.
Когда мы встали и, наконец, как смогли, отделались от снега, забившегося в ботинки, в
рукава, за шиворот и даже под свитер, Гена сразу полез в окно. Но он тут же порвал куртку, и
надо сказать, хорошую, просто отличную куртку. Хотя друг мой не из тех людей, у которых
есть хорошие вещи и плохие вещи - в том же, в чем он пойдет на вечеринку, он пойдет гулять с
собакой или поедет в лес. И так у него было с детства, он никогда не донашивал курточки,
ботиночки каких-нибудь двоюродных братьев, никогда я не видел на нем заштопанных
штанов. Генрик всегда хорошо одет, и меня это иногда подбешивает. И то, что он разодрал-
таки куртку, вызвало у меня до омерзения приятную волну злорадства. Но на такие волны у
меня уже стоял отличный волнорез, поэтому, насладившись про себя секунду-другую
оплошностью Гены, я снова настроился на волну доброжелательства к моему вновь
обретенному старому другу. В руках у меня была его замечательная куртка, а сам он уже был
там, внутри.
Внутри было чуть теплей, чем на улице, и куда как темнее. Я стоял возле окна, в
которое пролез, и пытался освоиться в непроницаемой густоте воздуха, а Генка уже шарил под
лестницей. Мне показалось, что он ползает на корточках. Я стоял и усилием своей, хоть и
слабой, но воли уже заставил темноту начать делаться прозрачной, и сквозь разжижающийся
под моим упрямым взглядом воздух увидел, как силуэт под лестницей приподнялся,
выпрямился, и... и все, больше ничего, так и застыл. Это было как-то странно и совсем не
смешно. Я сощурился, пытаясь разогнать остатки темноты и увидеть Гену получше. Но
видимость не улучшилась, поскольку я, наверно, уже выжал все соки прозрачности из этой
темноты. А что, если это вовсе и не Гена? Да ведь и не Гена. Стал бы он так вот, ни с того ни с
сего, застывать. И ростом он вроде бы поменьше. Я замер. Конечно, я мог бы сказать какую ни
будь глупость типа: "Эй, Ген, ну как там, офигительно интересно?", чтобы, знаете, не смотреть,
как кто-то надувает шарик, готовый вот-вот лопнуть, а он все надувает и надувает, и нет мочи
больше ждать, когда он лопнет, берешь, ну я не знаю что, что под рукой окажется, и бум-м-м!..
Я мог бы, но мне не хотелось ни шевелиться, ни говорить, да, в общем, и думать мне не
хотелось, не то что придумывать там что-то.
Тот, под лестницей, продолжал стоять без движения. Я услышал, как внутри меня что-то
то ли шуршит, то ли скребется. Вдох, выдох, вдох, выдох. При каждом вдохе где-то в груди у
меня скребло, а с выдохом вылетал жалкий свист. То, что я помимо своей, хоть и слабой, но
воли издаю звуки, заставило меня почувствовать себя более уязвимым, как будто мой организм
испугался раньше, чем я, а теперь заразил страхом и меня. Человек напротив не шевелился. Я
вдруг почувствовал, как напряжено все мое тело. Я был собран, как готовый к удару боксер.
Попытался расслабить мышцы, но итогом этого стало невероятная усталость и ко всему
прочему зазвенело в правом ухе. Но я уже незаметно для себя решил играть с тенью в игру -
кто раньше пошевелится. Я решительно не собирался проигрывать, но с мистическим ужасом
ждал любого движения фигуры неизвестного. Ну что мне делать, если он, например, сделает
шаг вперед и остановится, или начнет шагать на месте, а если он вдруг протянет руку для
рукопожатия, или поднимет ее на манер военного приветствия, ну или возьмет, и начнет кивать
мне или бессмысленно мотать головой из стороны в сторону, а то как начнет танцевать этакий
мрачный бесшумный брейк, или того хуже, совершенно неожиданно проявит себя вербально и
обратится ко мне: "Здравствуйте, я смотритель шлюза, служу здесь с 1877 года, обладаю
исключительным бессмертием, вы уж извините, изволил дематериализовать вашего друга, не
хотите ли красненького...".
Но никто не двигался и не издавал никаких звуков. Мне стало казаться, что вот так
прошла уже целая вечность, и что, возможно, я придумал, будто там кто-то стоит, а Гена
просто ушел наверх, нашел что-то интересное, беспокоится, где же я. Я сильно зажмурился, до
боли, открыл глаза, но сквозь мрак снова выступил неподвижный силуэт. Мало того, от
напряжения я в конце концов перестал чувствовать свое тело, и на мгновение мне подумалось -
а что, если я сплю, и мне все это снится, и поэтому я не могу пошевелиться, просто не могу. Я
собрался, сконцентрировался, и решил все-таки заставить себя пошевелить ногой. И ведь
заставил. Моя правая нога совершенно удивительным образом дернулась вперед, поднялась
так, словно я балерина, совершенствующая свою грацию у станка, и потянула меня вперед, за
собой. Не сумев удержать равновесие, я грохнулся на пол, успев, конечно, подумать, что это -
мой очередной провал.
- Жень, ты чего? - тень метнулась ко мне.
- А-а, это ты?
Гена сел рядом со мной на корточки. Я здорово ударился, чем - не понял, но чувствовал,
что ударился, и развалился на полу, наконец-то расслабившись и смакуя идиотичность
ситуации.
- Ну ты чего, все нормально?
- Нормально, нормально.
- Точно? Головой не грохнулся? Ничего не сломал?
- Да нет. Я говорю - все нормально. Сейчас встану.
- Ну ты, Жук, даешь, - Гена стал подхихикивать. - Чего это ты сделал?
- Проснулся, - я тоже не мог сдержать смех...
- Слушай, ну я конечно ждал чего угодно, но ты...
- Зачем ты под этой чертовой лестницей торчал?
- Да почему под лестницей, что мне делать под...
- Ну хорошо, не под лестницей, а возле лестницы, это все детали...
- Не-е, все-таки деталь такова, что я был не под, не возле, а на лестнице...
Я начал чувствовать что-то очень неприятное, как будто внутри меня ожила холодная
скользкая рыба, и подрагивает плавниками и медленно-медленно водит хвостом.
- И очень даже шевелился, - продолжал Генрик. - Я же на втором этаже уже побывал, -
рыба внутри забила хвостом, и попыталась вырваться. - Там, кстати, гораздо светлее, луна
прямо в окно светит. Я нашел очень интересную дверь, по-моему, она не очень-то заперта, я
хотел с тобой открыть. Я все там вроде осмотрел более-менее, а ты никак не идешь. Решил за
тобой спуститься.
Рыба замерла и стала открывать рот, как будто ее выбросили на сушу, и сделалась
невыносимо холодной.
- Ну, а дальше, дальше... Ты спускаешься, и именно в этот момент я падаю?..
- Не совсем. Я стал спускаться, смотрю, ты у окна стоишь, и почему-то не шевелишься.
То есть я не тебя вижу, а твой силуэт в просвете окна, и я почему-то подумал - а вдруг это не
ты? - рыба стала тереться бочком о стенки желудка, омерзительно скребя своими холодными
чешуйками о мое нутро. - Стал вглядываться, ждать, пока пошевелишься, а ты вдруг... знаешь,
тебя как будто ударили или подножку подставили, так нелепо...
Мне срочно надо было убить рыбу. Я вскочил на ноги, правая нога неприятно заныла в
коленке. Я понял, что пока не могу определиться с моим отношением к произошедшему, и
решил вести себя так, словно все нормально, все нормально.
* * *
Как-то уж слишком сильно Генрик хотел попасть на шлюз, странно это. Ну что я ему
рассказывал о шлюзе? То, как всего-то один раз мы с отцом гуляли здесь осенью. Мне было лет
четырнадцать. Тетка тогда пошла вроде на поправку, и ее отпустили из больницы домой. Мама
поехала за ней в больницу, а мы с отцом должны были заехать вечером за мамой к Нине.
Когда мы приехали, отец пошел за мамой, а я остался ждать его на улице, но он очень
быстро вернулся и сказал что маму придется подождать, может, час, может, два. И тогда мы
пошли гулять. Мы шли вдоль реки. Река как река, не большая, не маленькая, только с одной
особенностью - в одном месте она делала крутой поворот, а потом возвращалась к своему
обычному пути, образуя, таким образом некое подобие подковы, внутри которой находился
островок суши, заросший крапивой, кустарником, молодыми деревцами, в общем, всякой
растительной всячиной, которая делает любой укромный уголок природы совершенно
непроходимым, диким и овеянным какой-то сумрачной тайной. Узкая, но вытоптанная до
пыльной мертвенности дорожка, тянувшаяся вдоль набережной, игнорировала поворот реки, и
шла мимо, до возвращения воды на "путь истинный", где снова шла с рекой в едином ритме
так, словно ничего и не было. А мы с отцом почему-то все-таки свернули тогда на еле
узнаваемую в траве тропку, следуя изгибу реки. Очень скоро продвигаться через заросли стало
совсем сложно, а мы дошли как раз до упавшего дерева, отец закурил сигарету и уселся на
ствол, а я решил полазить вокруг. Я углубился в заросли и неожиданно для себя обнаружил
новую тропинку, и скоро она вывела меня к груде строительного хлама, заросшего крапивой.
Мне показалось, что это руины кирпичной постройки. Я взобрался на обломки, с самой
высокой точки открывался неплохой вид на островок. Тогда-то я и увидел здание непонятного
для меня предназначения, вроде как двух-трехэтажная башенка, навевающая мысли о
средневековых бастионах. Я решил посмотреть на башенку поближе и двинулся через заросли
к реке. Когда я подошел к сооружению, оказалось, что башен две. Они соединялись у
основания мостом, под которым находились ворота шлюза. Непонятно было, действующий это
шлюз или нет. Ворота шлюза были открыты, стекла во всех окнах башен на месте - все вроде
цело, да чисто. Но почувствовал я в этом месте какую-то статичность, декоративность и
брошенность, только движение реки удерживало в этом месте реальность, да и то мне
показалось, что вода здесь течет как-то медленней. Я так был заинтересован этим затерянным
и, видимо, старинным шлюзом, что совсем забыл про отца. И как только я услышал, что он
зовет меня, я вынужден был оставить шлюз. Вот собственно и все. Больше я там не был.
Я рассказал о находке отцу, но он не заинтересовался этим. Только мама сказала, что
Нина несколько раз упоминала о каком-то старом заброшенном шлюзе, но вспоминала это
урывками и всегда тогда, когда говорила о своем покойном муже, дяде Эдике. И почему-то -
это мама заметила совсем недавно - именно упоминанием шлюза всегда заканчивались
разговоры Нины об Эдике, она начинала тараторить о девочке Ире, утонувшей в пятнадцать
лет, с которой дружила в детстве, или умолкала на весь день. От врачей мама слышала, что
тетка может не говорить ни слова неделями, даже если ее настойчиво о чем-то спрашивают,
хотя иногда болтает без умолку, даже если не с кем.
И ведь Гена, никогда не любивший разговоры о семейных передрягах, всегда с
интересом слушал мои рассказы о тетке, даже расспрашивал меня как-то о ее жизни, о юности
ее хотел что-то узнать. Но я мало что о ней знал, мама особо не рассказывала, да и я не
спрашивал. А когда я обнаружил шлюз, Гена с матерью как раз были то ли в Англии, то ли в
Испании, точно не помню, наша классная тогда еще весь сентябрь каждый свой урок начинала
словами: "Ну что ж, Прудникова, как я вижу, опять нет, - и спрашивала меня, - что,
опаздывает?.. подождать нам?" - хотя прекрасно знала, что Гена находится в тысячах
километров от класса. Я смиренно отвечал: "Нет", - и тогда классная начинала урок. Но в
начале октября я ответил - да, и весь октябрь она меня уже спрашивала: "Что же, друг твой
тебя бросил?", - я ничего не отвечал. Когда он в ноябре вернулся, я уже забыл про шлюз, и
вспомнил о нем только после окончания школы. И опять тогда Гена стал меня расспрашивать,
как он выглядит, почему я не был внутри, как далеко это от теткиного дома. И больше мы об
этом не говорили. А недели две назад он предложил поехать туда. Меня, признаться, это
удивило. В последние полгода мы с Геной никуда вместе не ходили, не ездили, да и вообще
мало виделись, так только, с собаками вместе гуляли иногда. Он со своим суетливым
спаниелем Рисом, а я со своей флегматичной эрделихой Гречкой (это мы их так решили
назвать - когда Генке купили собаку, у меня уже два месяца была моя, и ее уже как-то звали, но
я дал ей новую кличку, с чем мои родители смирились только через год). И неразговорчивым
Гена стал, хотя, казалось бы, еще совсем недавно мы играли в нашу игру, и он был так же
словоохотлив, как и я. А теперь неуютно мне с ним стало, как будто я и не знаю его. Я даже
стал думать, что наша детская дружба - это просто от тесноты двора, а потом, в школе, - от
тесноты класса и от глупости одноклассников. Я спросил Гену, чего это он вдруг вспомнил о
шлюзе, да еще захотел туда поехать. Он сказал мне что-то невразумительное - кто-то ему тоже
говорил именно про этот шлюз, и он хочет сам посмотреть, и, возможно, найти там что-то
интересное... И такая замечательная, снежная зима, и как здорово в такую вот погоду нам
съездить на заброшенный шлюз. И даже сказал, что мы перестали общаться, как раньше, и что,
возможно, это его вина, и что-то там еще. Я, в общем, хоть и не все до конца понял в его речи,
как-то воодушевился по старой памяти, и согласился, что съездить на шлюз - это хорошая идея.
* * *
Мы стояли на втором этаже перед обыкновенной обшарпанной деревянной дверью, и я
пытался подавить разливающуюся во мне тягучим холодным киселем неприязнь к Гене. В
голове моей нарисовалось два варианта трактовки происходящего, и оба варианта оправдывали
одного из нас и выставляли в невыгодном свете другого. Был еще третий вариант,
оправдывающий нас обоих, который мне меньше всего нравился. Или Гена разыгрывает меня,
и все-таки он стоял у лестницы - тогда я оправдан, но... Или мне все это показалось, тогда Гена
в порядке, но я... Или все по-настоящему и... но мне категорически не хотелось рассматривать
этот вариант, единственное, что мне в нем нравилось - я мог верить и Гене, и себе. Но, пускай я
еще раз повторюсь, я скорее был настроен на интригу между нами, на подвох со стороны Гены,
но совсем был не готов поверить в то, что есть опасность из пространства, а точнее, откуда
угодно. Я решил ничего не говорить ему о тени.
Дверь должна была открываться внутрь. Я подергал ее, потолкал - держалась она еле-
еле, скорее не на замке, который, кстати, был, а как будто сама цеплялась за что-то. У нас на
даче дверь открывается, только если ее с силой приподнять, дернуть вверх, и я, по привычке,
дернул дверь наверх, с силой толкнул ее, и она открылась.
- Ты что, здесь уже был? - в голосе Гены читалось неподдельное удивление.
- Ну... - я не оборачивался на него, всматриваясь в темноту за открывшейся дверью. Во
мне мелькнула неожиданная для меня самого мысль, - Ну был, я же говорил тебе.
Я вошел в темноту.
- Нет, я имею в виду здесь, внутри.
- Да. А я разве не говорил тебе?
Я чиркнул спичкой. Пространство за дверью оказалось глухим каменным колодцем где-
то два метра в ширину и три метра в длину. Справа я увидел узкую, довольно крутую
каменную лестницу. Наверху, в метрах двух от пола, где лестница упиралась в
противоположную стену, была еще одна дверь, тоже деревянная и обшарпанная.
- Конечно, нет. Ты сам прекрасно знаешь, что нет.
Он вошел в "колодец". Я обернулся к нему. Спичка погасла.
- Почему ты сказал мне, что никогда не был здесь? - его голос звучал спокойно и даже
мелодично, в "колодце" оказалась отличная акустика. Я видел его силуэт в проеме двери, лицо
было в глубокой тени. Сам же я оказался освещенным слабым лунным светом. Такая позиция
была мне не выгодна. Я шагнул в тень, ближе к каменной лесенке. Он тоже сделал шаг в
сторону, в тень. Мой страх куда-то исчез, я почувствовал себя ведущим. И не просто ведущим,
а ведущим игроком. Мне как-то нестерпимо захотелось самому направлять ход событий, пусть
даже в неизвестном мне направлении.
- А я хотел подольше дурака с тобой повалять. Знаешь, ты так забавно скрываешь от
меня всю эту ерунду, - мой голос так странно звенел в кромешной тьме, я почувствовал
полную разобщенность меня и моего голоса, словно я - только голос, - ну был я здесь... два
раза был, и ничего...
- Два? - Гена теперь тоже был только голосом, слабым неуверенным голосом.
Растерянность Гены прямо вскружила мне голову. Мне так захотелось задурить его,
заставить хотя бы на несколько минут почувствовать себя совершенно сбитым с толку,
заставить его усомниться, по-настоящему, по-животному, усомниться в окружающей
действительности, в себе.
- Да. Летом, и вот прошлой зимой, как сейчас. Неужели ты думал, что уж если тебе вся
эта история стала известна, то мне - нет. Нина иногда может часами без умолку болтать, - я
говорил наобум, и постарался сказать все это как можно более насмешливо, непринужденно.
- Но почему ты мне не говорил? - Гена уже говорил как будто тверже, осторожнее.
Я понял, что игра вот-вот может закончиться, но я уже загорелся, увлекся, и хотел
продержаться как можно дольше.
- Не знаю. Все чего-то ждал... Задавался вопросом - а почему ты мне ничего не
говоришь?
- Я хотел убедиться... Сегодня... Сегодня убедиться и сказать. А зачем, ты думаешь, я с
тобой пошел?
- Ты просто использовал меня, - я чувствовал, что говорю какую-то глупость. Вялый
смешок Гены подтвердил мои опасения.
- Использовал?.. В качестве чего?
- В качестве проводника.
- Куда тут проводить-то? Если бы я, конечно, знал, что ты был здесь, внутри, - он
замолчал. Я чувствовал, или мне только казалось, как он сквозь кромешную темноту проникает
в меня взглядом, прощупывает меня, испытывает. Когда последний звук его голоса отзвенел, и
на какую-то секунду стало совсем-совсем беззвучно, он продолжил, - если б ты уже был здесь,
то все было бы по-другому. Тогда, конечно, мне было бы что использовать, но... но а так, какой
мне смысл?..
Начало Окончание
|
|
|
|