|
Станислав Алов Поколение Кло
Каждой ночью они поднимаются из могил, жадно расковыривая изнутри вековой грунт - в
предчувствии новой жизни. Зомби не вольны распоряжаться собой, даже против воли они будут
воскрешены. Ведь мир изголодался и уже взял вилки на изготовку: он жаждет отведать их разума.
Мы существуем в эпоху повального эпатажа, когда любая человечья особь - непременно не такая, как все:
каждый - панк, оригинал, личность; потому, что вот, не видно что ли, у меня же и пирсинг повсюду и волосы
ярко зеленые, а у тебя только зеленоватые. Демонстративное - смотрите, я самый сумасшедший и
харизматичный, оригинальнее оригиналов - уже приелось до тошноты. И окружающих, таких же безумных
обаяшек, мало чем можно зацепить. В соревновании по эпатажу теперь выигрывают лишь те, кто ниспровергли
все, нарушили все запреты, достигли наибольшей степени свободы. А чтобы быть вне конкуренции, ныне
требуется обратное: антиобаяние мерзости и неприглядности, притягивающее как раз тем, что оно отталкивает.
Это замечательно, все в шоке - до той поры, пока в процесс не вмешивается матрица. Дело в том, что люди в
погоне за сладким понятием не как все, изрядно растрачивают силы и сам смысл гонки, становясь
бездумным анти: раз ты белый, тогда я черный. И в итоге, естественно, теряют именно то, к чему
стремились - неповторимую личность. Вот тут-то на помощь и приходят добрые дяди с пробирками, которые
говорят: да успокойтесь, мы все сделаем за вас, мы сгенерируем вас в любых вариантах и пропорциях - будь вы
уже мертвы или еще не живы. Так как в высшей степени не оригинально рассуждать о реальном клонировании,
набившем оскомину, рассмотрим это явление метафизически - на примере, скажем, литературы.
Не знаю, как там, а у нас в СССРосии, в последние два-три десятилетия незаметно и спонтанно
сформировалась целая отрасль генной инженерии: литературное клонирование. Хотя опыты над персонажами, их
авторами и авторами-персонажами начались намного раньше - еще и не пахло пресловутой овцой Лолой.
Приверженцы зауми во главе с Хлебниковым клонировали понятия слов, Маяковский с бесстыдством истого
революционера - саму поэзию, Довлатов - себя нелюбимого. Даже Федор Михайлович упорно занимался
клонированием Библии. Таким образом, можно заключить: появление придуманных клонов породило
действительное клонирование младенцев, а не наоборот. Так углубимся теперь в не столь далекую историю, и
попытаемся классифицировать явление.
Писательское клономышление, в большинстве своем, отличается природным неприятием авторитетов и
идолов - однако вовсе не ненавистью к ним, а скорее отстраненным восприятием личности (желательно
известной), как условного материала, из которого можно слепить все, что угодно. И почти обязательная
характерная черта: намеренное нарушение всех табу - языковых, нравственных, половых и религиозных.
Литераторы поколения Кло похожи как на достопамятную Еву, так и на бунтующих подростков, тянущихся к
яблоку греха без особых рациональных причин, да просто, чтобы - назло, наоборот. Но, отдадим им должное,
делают они это талантливо и вкусно, предлагая нам такие блюда, пахнущие, правда, не всегда вменяемо и
съедобно, отказаться от коих мы уже не в силах: непреодолимо манит аура запретного.
Начальное развитие клонизма пришлось на годы предсмертной агонии советского инкубатора - как
предсказуемый итог: неудавшийся эксперимент по выращиванию Хомо Советикуса мог и должен был отразиться
в книгах. Этим и занялся, наверное, главный идеолог клонодвижения - античеловек и антиписатель - Сорокин. Он
начал с насильственной реинкарнации совдеповских - и без того искусственных - книг в измывательские моче-
фекально-инцестные тексты. Сорокин выявлял истинную структуру бессмысленного (для всех, кроме
кремлевских ученых, конечно) придуманного мира, в котором существовали окружающие, не он. Тогда сам этот
факт был неслыханным и эпатажным, не говоря уже о стилевой подаче факта. О его творчестве будут спорить,
пытаться гноить автора, позже - обзывать экстремистом, недочеловеком, педофилом, но никто не решился и вряд
ли решится назвать его бездарностью. Сорокин чем-то напоминает Пикассо, который достиг предела
художественного мастерства и потому мог позволить себе примитивные на вид игры с полотном, писать все, что
вздумается. Точно также Сорокин получил право, извиняюсь за каламбур, описывать, как писают, именно
потому, что овладел талантом создавать любую книгу одинаково хорошо и в любом стиле - словно мастер
единоборств, не применяющий свою технику в жизни. А главное, он первым запатентовал открытие
литературного клонирования. Много позже в нашумевшем "Голубом сале" основной клонист нашего времени
окончательно расставит акценты, установит терминологию, и - невольно ли, намеренно - сделается апологетом
новой литературной религии, парадно шествующей к нам - ненасытным потребителям слов.
Вот во главе процессии ковыляют - слепленные с душой, даром что на скорую руку - колченогие и
нагловатые сорокинские мутанты, с натужным смаком пукая, какая и производя массу столь же любопытных
неожиданных выбросов в атмосферу. Так идут они вместе, подбадриваемые отеческим перстом обаятельного
автора с тихой загадочной улыбкой. К ним присоединяются помятые, несколько потерянные, еще в комьях
свежей земли: Толстой, Платонов, Ахматова и прочая братия восставших жертв вуду. Влюбленно
перемигиваются Сталин и Хрущев. Все они готовы выполнить любой приказ предводителя.
Вот галдящая стайка веселых обкуренных оборотней Пелевина-сана. Они движутся, повинуясь лишь
своему творцу, да еще, разве что, вечному животному постулату - закону выживания. Впереди атакует Хуан-
Чапаев, сзади прикрывает условный Шварценеггер, посередине - команданте Че Гевара, покровительствующий
русскому бизнесу. Над ними, непременно в позе лотоса, парит их бесплотный гуру, навсегда лицензировавший
право на клонирование буддизма и наследия Кастанеды. Больше о нем, как и полагается эфирному существу,
постоянно находящемуся в измененном состоянии сознания, никому ничего не известно.
Вот изящно вышагивает Фандорин - хитроумный клон с романтичным характером Пушкина и выверенной
дедукцией Холмса. За ним юлит неотступная тень Акунина, в бурке и с большим отточенным "паркером" за
поясом. А сзади уныло плетутся двое, синеватые лицом: в конец, до скелета, отощавший Гоголь и - бодрячком,
хотя и теряя по пути некоторые конечности - Конан Дойл.
А вот и Крусанов, гениальный мастер клонирования истории, с целым стадом волосатых женщин, штатных
имперских магов и кусачих ангелов. Он сияет - и не без причины: ему удалось клонировать Павича, да так, что
клон вышел лучше оригинала.
И завершают парад великолепные мистические монстры Масодова, в пух и прах разносящие все на своем
пути, как и блистательная мысль их создателя. Здесь и похотливые пионерки, и мальчик с собачьей головой, и
даже сам сатана в обличье умершего брата Ленина. Это клоны последнего поколения: идеально аморальные;
глубоко - ну совершенно по-платоновски, пускай навыверт - выписанные; с пугающе знакомой достоверностью
пожирающие и истребляющие друг-дружку; при том не чуждые философии и выискивающие истину зеркально,
наоборот - из глубин животного ужаса.
Безусловно, на первый взгляд покажется, что парад этот (исключая в целом мирного и незлобивого
Акунина) - есть не более, чем творчество, вывернутое наизнанку, тонкая издевка эстетов над серостью
обывателей и быдлом, вопящим: ату их, ату, спасайте Россию и наших детей! Самый парадоксальный факт в
юной, только формирующейся истории литературного клонирования, состоит вот в чем: все это вовсе не
вторичное искусство, не плагиат и, уж конечно, не порнография. Это и в самом деле полноценная литературная
эволюция, некий биологический процесс, перезагрузка креативных файлов и сознания читателя. Наследие
классиков не должно быть забыто, но оно может быть - по закону развития видов - пересмотрено, обновлено и
клонировано, согласно формам (как раз тем, что громко вопят), населяющим сейчас жизненное пространство.
Однако авторский клон подустал. Он прячется в пробирку постели, чтобы на завтра проснуться
перерожденным, и дает последний совет: каждое утро внимательней поглядывайте в зеркало - возможно, вас уже
кто-то...
|
|
|
|