|
Дмитрий Григорьев Имена
Она стояла у расписания пригородных поездов, маленькая девушка с большими глазами
и бледным лицом, в тонкой шелковой юбке со сборками, черной футболке и серой вязаной
кофте. Что бы она ни надевала, печать города оставалась на ней. Все эти подземные переходы,
библиотеки, прочитанные книги, кафе, умные разговоры в сигаретном дыму, музыка, может
быть даже что-то до предела изысканное, плохо понимаемое другими, фигуры
разнообразнейших Фрейдов, Беккетов и Бартов плотно окружали ее, отделяя от реальной толпы
с тюками-чемоданами-тележками, с рюкзаками, полными дачного барахла и досками,
увязанными в аккуратные пакеты. Для всех этих людей она была плавно обтекаемой помехой,
лишней мыслью - да и о чем можно думать на этом вокзале, где оброненная обертка или смятая
банка никогда не станут метафорой, потому что спешка сметает все: поезд прибывает к
платформе, надо успеть.
Миха не мог представить ее в деревне, затерянной в лесах и болотах.
- Я люблю авантюры, - сказала Вика, - но это какая то вялая авантюра. Почему ты позвал
меня?
Мысленно он продолжил за нее: "Не с кем было поехать, а одному скучно, так что ли?"
Они уже шли к кассам дальнего следования, сначала в потоке, ведущем к пригородным
поездам, затем пересекая его, затем против очередного потока, вытекающего из вагонов, мимо
вокзального шума, над которыми голосом местного божества гремели сообщения о поездах, и
Миха объяснял, что это - вовсе не авантюра, а обычная поездка на свадьбу его однополчанина, а
Вику он позвал с собой, потому что она - одна из немногих во всей институтской тусовке, с кем
ему интересно. Его собственные слова казались ему каким-то мыльными, они лопались, словно
пузыри, но чем больше он говорил, тем больше верил сказанному: ни с кем, кроме нее, да и в
одиночку, он, бы, наверное, и не поехал.
"Вологда-гда, Вологда-гда, мы с тобой приедем когда?" - произнес он про себя,
переделывая песню, слышанную в раннем детстве, тогда ее часто передавали по радио, но
теперь в его памяти остались только какие-то обрывки: "...к милой приду, Вологду-гду-гду
Вологду-гду, в доме, где резной палисад". А от Вологды вниз, на юг, в деревню, затерянную в
болотах, это кто? Иосиф Бродский? Почему я все время говорю цитатами, даже думаю
цитатами, а где же мои собственные, настоящие слова? Лучше ничего не читать, тогда и
цитировать будет нечего. Или найти пару неизменных, похожих на комья мокрой земли фраз
(цитата, но чья?) и ворочать их за деревянными столами, где водка и мужики со стаканами да
кружками, где из года в год все повторяется как эти фразы, только морщин и седин становится
больше, где время течет медленно, темное, как торфяные реки - коричнево-красные змеи в
зелени ельников и заливных лугов.
Билетов на Вологду не было.
- Значит, поедем на электричке, - сказал Миха, - до Волховстроя, а там увидим. Должна
быть электричка и до Тихвина. А можно и по трассе. Там трасса наезжанная, я ходил. Я на
всякий случай даже карту и спальник с собой прихватил.
- Я тоже спальник взяла.
Утренняя электричка, контролеров нет, вокруг садоводы с книжками. Вика заснула,
положив голову ему на колени. Что общего между вялым и тихим Мишаней, отчисленным из
института, и попавшем в армию лишь потому, что вовремя не отмазался, и Петром по прозвищу
Псих. Псих после учебки - сержант, командир отделения. "Жив останусь, женюсь, все ко мне на
свадьбу приедете". Через год после того, как Миха вернулся в Питер, а серьезно повоевать ему
не пришлось, в первый же месяц его ранили и после госпиталя, комиссовали, позвонил Ковалев,
однополчанин. Перечислял всех кого убили, кто пропал без вести: Рыжий, Беляк, Селедка,
Бобер, Псих... Псих оказался в числе пропавших. "А еще приглашал на свадьбу!" - подумал
тогда Миша и удивился собственной бесчувственности. Никакой печали. Скорбный тон, в
котором он отвечал Ковалеву, показался насквозь фальшивым. Но вдруг, еще через полгода,
Петр Псих объявился сам, по телефону. Ничего не объясняя, кинул в трубку, полную шелеста
скрипа и шипа всего несколько резких фраз. "Я обещал пригласить на свадьбу - приезжай. Там
все наши будут. Адрес запиши..." Но никого из "наших" Миша в городе искать не стал, а взял с
собой нынешнюю однокурсницу Вику. После разговора с Психом спустился в магазин за
сигаретами и там случайно ее встретил. И пригласил. А она неожиданно согласилась.
О чем думал Миха глядя на заоконный пейзаж? Во многих повествовательных
произведениях мы встречаем: "он подумал то-то и то-то". Так надо для развития сюжета. Мы
пишем, "подумал то-то и то-то", хотя на самом деле, в его сознании происходила еще тысяча
других событий, но они нам не нужны. Вот немногое из того, о чем думал Миха, пока не
заснул:
"Такие красивые мужики как Петр, часто берут в жены некрасивых, но живых и веселых
толстушек... У здорового мужчины эрекция наступает около пятидесяти раз в течение ночи - в
каком это журнале, кажется в Ом. Наступает и наступает. По утрам стоит и то иногда, а ночью
как это проверить?" Он представил себе человека который спит, а другой научно наблюдает за
его членом и записывает. Помимо этого он думал о пейзаже за окном, где над желто-зеленым
болотом висели белые слоистые полосы тумана, о каньоне реки Жихаревки, где растут какие-то
редкие растения... "Как их называют, что-то связанное с эпидемией, ах да, эндемики, там на
полянах много ландышей и белый прозрачный лес. Белые стволы берез, белые облака, белые
горошины цветов под ногами". Миху медленно затягивало в полудрему: он вместе с
мальчишками стоит в тамбуре поезда, двери открыты, и за окнами сплошное белое море,
настолько плотное и ровное, что даже не ясно с какой скоростью едет поезд.
Если высунуть руку она просто исчезнет в этой пелене, не поймав ни влаги ни холода ни
ветра, ее просто не будет, поскольку в том мире его руки не существует. И если житель тумана,
тот, кто с той стороны протянет руку сюда, то здесь она будет чем то совершенно другим,
может просто тенью или звуком. Если там вообще кто то есть. И можно выйти из вагона,
раствориться в том мире, исчезнуть полностью. "Здесь ты останешься в воспоминаниях, здесь
останутся твои вещи, но самого тебя вообще не будет, - говорил голос из динамика, словно
объявлял название очередной станции, - не будет даже молекул составляющих твое тело". И, к
своему ужасу, Миха шагнул туда. А потом проснулся. Проснулась и Вика. Поезд подъезжал к
Волхову. Пахло чем-то кислым.
- Начало дня, к вечеру будем.
Начало сентября, необычайно жаркое. В кабине водителя - блатные песни. Начало
трассы в предместьях Волхова. Трасса Волхов-Тихвин-Черепевовец всегда казалась Михе
несколько языческой, Волхов - колдун живущий где-то на краю, Тихвин от слова тишь,
утихать, Череповец - череп, черный прокопченый, город, находящийся уже с той, другой
стороны света. Ведь тот свет находится на Востоке, и селезни летящие с Запада на восток
переносят души умерших.
- А я до двадцати лет дожила, а по трассе стопом никогда не ездила. И на деревенской
свадьбе никогда не была.
- Двадцать лет - это не возраст.
- А самому-то.
- Вот я и говорю, у нас еще все впереди.
Начало всего.
Их высадили в поле. На самом горизонте, за желтым морем овса - темная волна леса. А
рядом поток машин.
- Мне надо отойти. Ненадолго.
- Нет проблем. Отойди в поле и не страдай.
Миху это немного раздражало. Потому что не вовремя. Скоро стемнеет и ни одна
машина не возьмет: минутная задержка сейчас могла обернуться опозданием в день.
- В поле не могу, оно все на виду. Вон смотри, там туалет есть.
В глубине зеленого островка с противоположной стороны дороги находилось некое
посеревшее от времени деревянное сооружение, от трассы к нему вела тропинка, а рядом,
вполоборота к ней стояла туалетная будка - типичный скворечник из серых некрашеных досок
и козырьком.
- Видишь, если очень хотеть, желания реализуются, - заметил Миха.
Вика пересекла асфальт и направилась к туалету.
Дом, входная дверь которого закрыта на висячий замок, Рядом - липа, она, судя по
толщине ствола, намного старше самого дома. Вика зашла тем временем в будку.
- Здесь двери нет.
- Ничего, я отвернусь, - ответил Миха, продолжая осматриваться.
Под липой следовало бы быть скамейке. В этот момент порыв ветра пробежал по траве,
качнул провода, ветки дерева. И из за липы выглянул мужик.
"Зачем он прячется?"
- Вик, - крикнул Миха в сторону будочки, и вдруг понял, что мужик висит на ветке, на
веревке с другой стороны дерева, - а... а вон тот мужик за деревом тебя не смущает.
- Ой. - Донеслось из будочки.
- Он кажется... того...
Миха уже в этом не сомневался. Он медленно по дуге начал обходить дерево. Мертвец
висел к нему спиной: длинный серый плащ, рабочие штаны, на ногах - резиновые сапоги. Одна
нога неестественно вывернута в сторону, словно висельник окаменел, не успев закончить
очередное па смертельного танца. Голова мертвеца была опушена на грудь, Миха видел лишь
толстую веревку и шею, обмотанную какими-то тряпками. "Придется объясняться с ментами, а
это совсем некстати, все эти бумажки, показания... А мандрагора? - он вдруг вспомнил отрывок
из какого-то фильма, где двое влюбленных ели корень мандрагоры, похожий на маленького
человека, корень растения, выросшего из спермы повешенного, он посмотрел вниз, у корня
дерева - никакой мандрагоры, обычная трава тимофеевка, довольно высокая, давно не косили, а
под ногами висельника - ни скамейки, ни упавшего стула, и это перевело его мысли в иную
плоскость, - значит он не повесился, его повесили. Еще лучше... Странно, что запаха нет".
Миха подобрал сухую ветку и осторожно дотронулся до мертвеца, словно тот мог
выкинуть нечто неожиданное.
Так и случилось. Сапог слетел с ноги висельника, обнажив под собой проволочный
каркас.
Миша сначала отпрыгнул, затем рассмеялся.
- Что с ним? -услышал он за спиной Викин голос.
- Ничего. Это пугало....
Это был весьма искусно сделанный проволочный манекен, обряженный в штаны и плащ,
голова, сделанная также из проволоки, была обмотана тряпками, успевшими выцвести, под
воротник забились листья - манекен висел уже не одни день.
- Может снимем его. Мне до сих пор смотреть неприятно.
- Зачем, может оно птиц отгоняет... Впрочем, не от чего?
- Но тогда кого оно пугает?
- Людей.
- Но зачем?
- Чтобы в дом не лезли. Или о бренности жизни задумались.
Следующий водитель высадил их на развилке и теперь они шли по грейдеру, который на
карте десятилетней давности почему-то значился как "дорога с асфальтовым покрытием".
- Знаешь я тут недавно говорил с одним моим другом, его Энди зовут.
- Мне твои имена ничего не говорят. Ты странный человек, почему ты называешь имена,
когда о ком-нибудь рассказываешь. Вот я, например, говорю, один мужчина или одна женщина,
а ты всегда говоришь такой-то или такой-то. Я твоего Энди, например, совсем не знаю.
Миха задумался.
- Наверное потому, что я пытаюсь таким образом сохранить реальность. Для себя. Когда
называешь имя, призываешь конкретный образ и этот конкретный образ позволяет сказанному
не рассыпаться, а существовать в некой реальности. Пусть даже она называется "прошлое".
Вика зевнула.
- Хотя, что такое реальность? - продолжил Миха. - Один мужчина. одна женщина, в
твоей реальности, пока у них нет имени они бесплотны и неприкаянны. Как в какой-нибудь
притче. А у меня обретают нечто вроде веса и плоти.
Странная женщина в желтой вязаной кофте и с большой охапкой цветов в руках.
Ромашки, пижма... Иван-чай. Желтое пятно кофты и белый воротник. Лицо у женщины
коричневое, вытянутое снизу доверху, голова сплюснута с боков, словно когда-то побывала под
невидимым прессом. Волос не видно - цветной платок: черное-красное-зеленое.
Она стояла на обочине и смотрела на них. "Так же, наверное, смотрят лошади и коровы,
- подумал Миха, - и мысли ее такие же растительные и незамысловатые как у лошадей и коров.
Почему это я решил что у лошадей и коров незамысловатые мысли. Как мысли могут быть
незамысловатыми? Немасляное масло".
- Здравствуйте, - Миша поздоровался первым и даже слегка на ходу поклонился.
- Здравствуйте, - словно эхо повторила Вика.
Женщина молчала. Теперь Миха видел морщины - сложный узор, кора дерева на
которой процарапан рот. Дерево растущее у дороги. Нос словно сучок, глаза - два сочащихся
смолой дупла.
- Не подскажете в Заречье эта дорога. Мы правильно идем?
- Правильно, желанный, правильно, - вдруг заговорила женщина, - Заречье то вот за
рекой и будет, только я то вот на вас смотрю и не пойму никак, к кому в Заречье-то, здесь
никого же нет только я да козочки мои, больше то никого...
- А мы не в Заречье, мы в Осино... По карте прямая дорога, Заречье, Осино...
- Осино, - женщина резко выдохнула, - в Осино может и пройдете, но я вам скажу, - она
приблизила губы к Мишиному уху, - дальше вам идти смысла нет, там дальше одни
сумасшедшие живут.
- Что?
- Ну вы же знаете, - она перешла на шепот, - мы же интеллигентные люди. Там
сумасшедшие. Это последняя деревня.
Миха почувствовал, что ничего путного у этой женщины он выяснить не сможет, а она
вдруг отскочила от него, так резко, что Вика вздрогнула.
- Когда здесь проезжала машина, они все сошли с ума, - сказала женщина уже громко, -
Та которая с бидонами молока. Знаете, она проезжает здесь каждый день. Да вы сами увидите,
желанные. Она привозит им молоко. Молоко, говорят, помогает.
- Хорошо. Спасибо...
- Вы туда не ходите....
- Спасибо, мы посмотрим...
Мишка уже понял, что женщина немного не в своем уме, и спешил отвязаться.
- Вы же интеллигентные люди, зачем вам....
- Мы только посмотрим и назад... До свиданья. - он потянул Вику за руку.
- Вы туда не ходите... Это последняя деревня.
Они пошли быстро, почти побежали, и когда, метров через сто, Миха обернулся,
женщина по-прежнему стояла на дороге и смотрела им вслед.
- Надо было на автобусе ехать, - сказала Вика, - Висельник этот. Теперь эта тетка. Меня
эта дорога пугает.
- И ночь сидеть на автовокзале. Разве плохо идем. Наслаждайся природой. А тетку и
висельника воспринимай словно некие знаки, смысл которых нам может и не открыться. Ты же
филолог. Загадки, которые загадывает сфинкс, перед тем как нас пропустить.
- Куда?
- Слышишь, сзади. - Миха остановился и взял Вику за руку.
- Похоже, машина.
Позади ехал грузовик. Зил с открытым кузовом: голубая голова коричневого пыльного
дракона, ползущего по желтому полю.
- Машина с бидонами - сказал Миха
- Не шути так. - Вика поежилась.
Миха поднял руку и дракон, сложив крылья, остановился.
- До Заречья.
Водитель, долговязый мужик с изъеденным крупными оспинами лицом, кивнул, они
втиснулись в кабину. Пыльный салон, под лобовым стеклом на полке - карандаш, какие-то
бумаги и несколько мертвых мух. В ногах рядом с пассажирским сиденьем - ржавая канистра.
- Вы молоко везете? - спросил Миха.
- Почему молоко? На это молоковозы есть.
- Мы вообще-то не в Заречье, мы в Осино едем.
- Так в Осино вам надо было с другой стороны. От Заречья крюк.
- А на карте дорога...
- Ну... на карте. А вам ближе всего через брод и по проселку там... километров десять. Я
вас у брода высажу... Дорога одна, не заблудитесь.
- А вода-то холодная...Бррр...
Миха уже успел зайти по пояс, а Вика все еще стояла - мраморное дрожащее изваяние с
рюкзаком над головой. Он повернулся и теперь критически разглядывал ее. Ее фигура казалась
совершенной. "А может она и в самом деле такая. Просто это тот случай, когда одежда прячет
не недостатки, а достоинства. Холодная вода смывает всякую физиологию, оставляя место для
беспристрастной оценки".
- Иди, не бойся.
- Если бы она была не такая темная. Терпеть не могу вязкое дно.
Миха вернулся, протянул руку.
- Не бойся, пошли. Замерзнешь.
- Ты не умеешь одеваться... - сказал он Вике уже на середине реки, - у тебя чудесная
фигура, а ты прячешь ее от всех под этой капустой. Он указал на рюкзак, распухший от тряпья.
Вскоре они уже были под деревьями на другом берегу.
- Входили в воду засветло, а вышли уже в сумерках. - Миха протянул Вике свою
футболку, - на, оботрись, теплее будет.
Кусты ивы справа и слева, сиреневые веретенообразные облака тумана повисшие в
метре над болотом. Вязкая глиняная дорога, всхлипом провожающая каждый шаг.
- Вот зашли. Дождя вроде не было, а дорога словно каша.
- Что меня смущает, - сказал Миха, - это следы. Колеи - это от трактора, вот эти лунки,
скорее всего, медведь, а человеческих следов нет.
- Почему ты меня все время пугаешь?
- Не пугаю, а рассуждаю. Нужен же мне какой-то собеседник.
Вика перешла на перемычку между колеями, отчего вдруг стала выше, одного роста с
Михой, и ухватилась за его руку.
- Мне и так здесь не по себе.
- Не волнуйся, раз колея есть, тем более глубокая значит люди ездят. На тракторе.
От болота веяло сыростью. Ивовые заросли сменились полумертвым березняком. Белые
стволы торчали из воды, где то ниже собирающейся в ручей, Миха определял его как
водосборник, край болота, со стороны которого собирается вода. "Ни топи, ни трясин, просто -
мертвый лес. А с другого края, - Миша хорошо его представлял, - должны быть сосны, ярко
зеленый мох, черника и голубика, та что в народе прозвана винной ягодой, и болиголов, чей
аромат приятен для носа, но не для головы, а ближе к центру, где деревья все тоньше, и лес
становится совсем прозрачным, начинается клюква, камыш, сухая трава с белыми ватными
цветами, затем трясины и болотные озера".
Дорога повернула вверх, и вышла в поля, соединенные перелесками. В низинах - все тот
же туман, теперь, уже в лунном свете, кажущийся белым.
- Туман и холод к ясной погоде. Вон смотри.
Темная зубчатая линия деревьев одного из перелесков на холме перемежались
треугольниками - крышами домов.
- Какая-то она не живая, - сказала Вика, - ни одного огня.
- А огней и не должно быть. В деревнях все рано ложатся. Тем боле здесь наверняка
старики одни. А может это заброшенная деревня. Там у нас было, на карте... Закарасенье.
- Хотя бы фонари горели.
- Экономия. Не волнуйся, сейчас придем и баиньки, - сказал Миха, - на русскую печь. Ты
спала когда-нибудь на русской печи?
- Не спала - Вика улыбнулась, но темнота съела ее улыбку. - У меня ноги как две гири.
Глина налипла и не отдирается. Вроде в гору идем, а дорога все равно грязная.
- Глина. Вода не впитывается. Здесь, наверное, грязь даже в засуху.
- Одно хорошо, комаров нет.
- Деревня-то не маленькая. Должен же кто-то не спать.
Словно в подтверждение его слов от ближайших домов звонко залаяла одна, судя по
всему, некрупная собачонка, затем вся деревня взорвалась собачей разноголосицей.
- Видишь, собаки уже нас учуяли. Значит, жилая деревня.
- Уф. - Выдохнула Вика, - Слава богу.
- А вот и они. И палки-то нет. Держись за меня.
На околице их окружили. Большинство - некрупные, светлые, и пара больших, черных.
- Не останавливаемся. Делаем вид, что их не замечаем. - сказал Миха.
Это подействовало: собаки расступились, и, не переставая оглушительно лаять, теперь
бежали чуть позади.
- Свинство. Почему их не за заборами держат? - Миха продолжал говорить, забивая
собственный страх бодрыми возмущенными словами. - Не волнуйся, деревенские собаки
только лают.
Вдоль улицы тянулись заброшенные дома.
- Видишь, - прокомментировал Миха, - дома-то заброшены, но столбы целы и провода на
них есть... Значит есть и жилые.
Они вышли на поляну, точнее на площадь, являющуюся, скорее всего центром деревни,
посреди - маленький домик - сруб колодца, и вокруг - те же самые нежилые темные дома.
Собаки по прежнему лаяли, но как-то менее агрессивно, возможно, поняв, что гости не
отступят.
- А мне кажется, в этой деревне никто не живет. - сказала Вика.
- Не может быть. Раз собаки есть, значит и люди живут. Надо же чем то собак кормить.
- Я читала рассказ, кажется, Кэндзабуро Оэ или Агутагавы про то, как один
велосипедист вез мясо и на него напали дикие собаки.
- И...
- Не помню. Кажется, его съели. Жуткий рассказ.
- Ну вот, сама себя пугаешь.
- Не пугаю. С тобой мне спокойно.
- Знаешь что, давай переночуем в первом же пустом доме, а завтра утром пойдем
дальше. Благо спальники есть. Выбирайте, сударыня.
- Вот этот, - Вика потянула его через поляну, - он мне кажется наиболее целым.
Собаки, продолжая лаять, точнее, уже не лаять, а брехать, потянулись следом.
- Они, что ли, за нами в дом полезут.
- Нет, тут пока продерешься, шею свернешь. - Он забрался на крыльцо, затем помог
Вике. Собаки остались на дороге, за забором.
Дверь легко подалась, Миха чиркнул зажигалкой.
- Ого. Осторожнее. С одной стороны пол разобран.
В комнате, в отличие от сеней, пол был целым. Он прогибался к центру под тяжестью
русской печи, разрисованной лунным светом и тенями: серебряные прямоугольники, темные
полосы. "Дурацкая привычка ставить печи не на отдельном фундаменте а на полу. А под печью
сруб", - Миха вспомнил, как бабушка рассказывала ему про одних печников, что печь
поставили, стали обмывать, а она вдруг исчезла. Оказывается, они забыли внизу подпорки
положить и вся печь провалилась в подвал.
- Я на такой печи спать не буду. - сказала Вика.
- И не надо. Она же холодная. Будем на полу.
- Двери закрыты. Никакие собаки не войдут.
- У нас во фляге осталось?
- Осталось... Допивай, я не буду.
- Согревает.
- Представляешь, в лесу холодно. И наверное еще комары остались. А здесь никого.
- Может ветер их из деревни выдувает. На горе все таки. - "Комары перемешивают нашу
кровь делая нас братьями и сестрами" чья цитата? - Или комариное время кончилось. Тебе так
удобно?
- Удобно. А тебе?
- Повернись ко мне лицом.
- Угу.
- Сапоги к утру не высохнут, будет неприятно влезать.
- Утром мы пойдем босиком.
- Жарко.
- Говорит жарко, а раздевает меня. Странный ты...
- ...
- Тише... Что это?
- Сверчок, наверное...
- Поет. Не думала что в этих их северных краях водятся сверчки или кузнечики....
- Водятся. Я люблю эти звуки. Словно на юге, в степи...
- Странно. Я сама себя не узнаю...
- Но тебе нравится?
- Угу... Очень...
...
Темные рыбы в чешуе из человеческих костей медленно заплывают в окна дома. Он
хватают большими губами комаров, и неспешно шевелят хвостами. Миха встает и
дотрагивается до одной из них. Она резко, по щучьи отдергивается и затем атакует, пытаясь
присосаться к его сердцу. Он хватает рыбу руками, но это уже не рыба, а рог, полный вина, и по
краю, словно орнамент, ровные белые зубы. "Пей до дна, пей до дна", - кричат невесть откуда
взявшиеся люди.
Миха бросает рог на землю, потому что он уже не в доме, а в поле, и тяжело бежит по
дороге, а рог, острым концом вспарывая глину, несется следом за ним. "Но где собаки, должны
быть собаки?" И он, наконец, видит их. Они сидят полукругом, задрав головы к пустому
белому небу и воют.
Миха проснулся. Никто не выл. Рядом посапывала Вика. И продолжал петь кузнечик-
сверчок. Луна переместила свои серебрянные прямоугольники с печки на пол и на стены. Миха
встал, натянул куртку.
- Ты куда? - сквозь сон пробормотала Вика.
- Сейчас.
Он дошел до края комнаты, вышел в сени, постоял немного на краю серебряной земли,
обрывавшейся в полную тьму, и выглянул на дорогу. Собак не было.
Когда он вернулся и, забравшись под спальник, прижался к Вике, снова возникло
желание, но его быстро заглушил сон.
Их разбудили шаги на крыльце, затем в сенях... Дверь распахнулась: в комнату, которая
в солнечном свете казалась пустой и прозрачной, поднимая искры пыли и махая хвостом,
забежала рыжая собака. Она бесцеремонно обнюхала лежащих, затем повернулась к двери, где
уже стоял ее хозяин, коренастый пожилой человек, с седой, аккуратно подстриженной бородой
и круглым, выгоревшем на солнце лицом.
Миха сел и поздоровался.
- Здравствуйте, здравствуйте. - голос вошедшего был густым и ровным, Миха подумал,
что так мог бы разговаривать Дед Мороз с детьми на новогоднем утреннике или какой-нибудь
персонаж экранизированной народной сказки. - Вот чего ночью-то лаяли. А я-то думаю, кабаны
значит. Напугались небось.
- Немного.
- Туристы что ли? Чего же ко мне не постучали.
- Темно было. Вы уж извините, что так. Мы сейчас уйдем.
- Да мне то чего. Тут все дома уже давно ничьи. Когда встанете, ко мне пойдем,
позавтракаете хоть.
Собаки дневные отличались от собак ночных. Они были ухожены и вежливы - не лаяли,
а чинно сидели на дороге, и затем сопровождали хозяина и гостей до длинного дома,
выкрашенного в зеленый цвет и напоминающего паровоз начала прошлого века.
- А куда если не секрет, путь держите.
- Мы в Осино идем. К Петру Кириллову на свадьбу.
- Ну дела. Седьмой десяток здесь живу, никакого Кириллова никогда не знал. Свадьба...
- Заблудились мы ночью...
- Да не, не заблудились. Осино здесь одно...
- Так это Осино?
- Пока живу, Осиным называли. Только Кирилловых здесь не было. Я один уже лет
десять как. Как жена умерла. Так один на всю деревню и остался. Летом дети, внуки
приезжают. Еще дачники Борисовы... А зимой один. Вот угощайтесь, мед собственный.
- А дома?
- Что дома? Они сгнили уже все. Ими только печь топить.
- И другого Осино здесь нет?
- Нет, не было. Пошутил кто-то.
- Да... Тот, кто приглашал, шутить не умел.
- А то, коли приехали, поживите здесь. Отдохнете. Грибы, вон, клюква скоро пойдет.
- Собак у вас много, как вы в одиночку их кормите?
- Ну, сынок, у меня не только собаки, свиньи есть, три коровы. И пасека еще. Я, как это
теперь принято говорить, фермер. Только вот один живу. А собаки что, много не просят. Ни
одной, скажу, специально не заводил. Сами откуда то приходят... Вот Серый, это волчья
порода, и Белка, вот лаечки, Селедка и Рыжий, это уже дети. Бобер, вот эта вот, на самом деле
сучка, дворняга-дворнягой, а на охоту я с ней хожу. Только с ней. Воды не боится, утку в два
счета находит.
- А... - Миша смутился настолько, что Вика удивленно посмотрела на него. Совпасть
могло одно, два прозвища, но совпадали все! Но почему он так назвал собак?
- А Псих? - спросил Миха.
- Псих он и есть Псих. Психуша... - Старик почесал за ухом большого черного кобеля,
не заметив, что до этого он не называл гостям его кличку. "Или старик все знает. Что все?" -
поток бессвязных мыслей захватил Миху, и пока он пытался выкарабкаться, дядька продолжил,
- Псих, значит, не совсем то есть нормальный... Его мне дачники оставили... По мне так он
вполне нормальный.. До сучьего племени просто сам не свой... Загулял где-то, только вчера
вернулся... Суку за километр чует, Психушка... Они не могли его в городе держать... Вот
Психом и назвали. А мне то что... Хоть селедкой в бочке назови...
|
|
|
|