Литературно-художественный журналCross_t
n37 (ноябрь 2002) Содержание. Стр.1
 

Салават Юзеев
Клавка

          Она обладала очень теплой, уютной внешностью. Мне всегда казалось, что у нее больше шансов выйти замуж в позднюю осень, когда ветра так бесприютны и душа ищет пристанища. Так и получилось (точнее сказать, почти получилось). В ноябре к ней прибился какой-то художник (или это был скрипач), из тех, кто ценит тепло и уют зимой, но чья любовь стихает ближе к весне, пропорционально потеплению. В это время спросом пользуются бесстыдно красивые и неуютные женщины, бросающие в холод, а холод так ценится в жару. Художник слинял в мае, порядком ее измучив. Его новая подруга не была бесстыдно красивой, но по странному совпадению имела отношение к холоду. Она была продавщицей мороженого. Он подошел к ее лотку на углу улиц Восстания и Декабристов и попросил мороженого. Какого? Такого же сладкого, как вы.
          Клавка долго переживала потерю единственного и любимого. Она так переживала, что картошка вываливалась из ее рук, а пол в комнате мерцал трижды невымытый. Тараканы, чья стихия - мрак и ночь, осмелели настолько, что, вопреки высшим силам, гуляли на кухне и днем. Клавка, сжимая мокрую тряпку в руке, направлялась в сторону подоконника, но на пол дороге останавливалась, словно заблудившись. Как он мог? Негодяй!
          Но уютность свою она не потеряла. Поскольку это была ее суть. А суть не теряется. Скорее человек потеряется, исчезнет, сгинет. А суть останется. Словом, Клавка осталась такой же привлекательной для особей мужского пола. Что касается меня, то мне всегда хотелось ее приобнять и потискать, как теплую большую кошку.
          Пришла осень и наполнила пространство прозрачным светом, душа приблизилась к Богу, люди стали больше молчать. Они обрывали речь на полуслове и застывали, потеряв нить, словно вспомнив что-то важное. Рядом мерцала, светоносила кленовая ветвь, а человек молчал, смотрел на эту ветвь и знал, что он у себя дома, в этом холодном, преднебесном уюте. Клавка смотрела на людей и понимала их. Особенно понимала она одного, который работал в плановом отделе. Это был грустный человек молодых лет. Он тоже молчал по осени, но его молчание было особенным. Клавка чувствовала, что его молчание забирает ее полностью, словно сильная река.
          "Молчание - знак тишины", - написала она в своем блокноте, после того, как увидела его.
          - Мне надо с вами поговорить, - сказала она ему. - После работы, как прозвенит звонок. Хорошо?
          Он кивнул в ответ.
          Эхо звонка тонуло в отдаленных помещениях здания. Народ уходил домой. Они стояли возле коридорной стены.
          - Я вот что хотела у вас спросить, - сказала она потупившись. - Вы умеете рисовать лошадь?
          - Нет, - ответил он.
          - Жаль, - сказала она.
          Молчание становилось долгим.
          - Ладно, я пойду, - сказала она.
          Он немного замешкался и сказал:
          - Я не помню, умею ли я рисовать лошадь, но я думаю у меня получится.
          Она просияла.
          - Мне надо нарисовать лошадь в моем альбоме, который я веду с детства.
          Они направились к ней домой. Он долго рисовал в ее альбоме лошадь.
          - А это кто? - спросил он, указывая на фотографию пухлого младенца, в смешном чепце.
          - Это я, - сказала Клавка.
          Он перевел взгляд с фотографии на нее и сказал:
          - А вы изменились.
          - Хотите чай? - спросила Клавка.
          - Да.

          Он переехал к ней и теперь сам предлагал попить Клавке чай. Делалось это так.
          - Фиг с маслом хочешь? - спрашивал он без тени улыбки.
          - Нет, - отвечала Клавка.
          - Тогда будешь пить чай.
          Подобным же образом предлагалось отойти ко сну.
          - Бодрствовать хочешь?
          - Нет.
          - Тогда будем спать.
          Клавка понимала, что в данном случае демонстрировалось остроумие и поэтому всегда старалась подыграть ему.
          Он был неразговорчив, а если говорил, то говорил веско. Она очень уважала его молчание.
          Прежде он работал в городе Чебоксары на заводе по производству милицейских дубинок. Производство резиновых дубинок - рассказывал он, - дело непростое. Если дубинка мягкая - какой от нее толк, это только ласка дурной голове. А если дубинка жесткая, какой прок от того, что она резиновая, проще взять деревянную.
          Она внимательно слушала его и не перебивала. А потом убеждала соседку Инессу, что это очень ответственное дело. Стране не хватает милицейских дубинок. А если милиционеры вдруг начнут стукаться деревянными дубинками? Вот то-то. В ответ Инесса рассказала случай о том, как два подростка напали на милиционера и отобрали у него резиновую дубинку. - Вот видишь, - сказала Клавка, - не хватает дубинок-то.

          Вместе с ним переехала его собака. Он выводил ее гулять дважды в день. Когда же он выходил из дома без собаки, та была очень недовольна. Она лежала на своем коврике в прихожей и тихо материлась. Конечно, слов в этом утробном бормотании нельзя было разобрать, но интонации угадывались определенно. А впрочем, матерщина как таковая, это тоже не человеческие слова. Клавка терпеть не могла матерщинников, но собаке прощала, поскольку это была его собака..

          Они вошли в пивную, в которую он любил захаживать. Клавка никогда не бывала в таких местах.
          - Здесь пахнет подмышками, - сказала она.
          - Я полагаю, что пахнет четным числом подмышек, - сказал он, немного подумав.
          - Конечно, дорогой, это число не может быть нечетным, - согласилась она. Клавка всегда торопилась поддержать его и показать свою с ним солидарность.

          Он часто подходил к зеркалу и смотрел на себя, словно стараясь навсегда запомнить..
          - Красивый, красивый, – убеждала его Клавка.
          Он не упускал случая очередной раз найти сочувствие.
          - Ты знаешь, - говорил он, - я так хочу спать, что не осознаю, красивый я или нет.
          - Ты опять плохо спал ночью? - волновалась она.
          - Да нет, нормально, - отвечал он и опять вглядывался в зеркало.
          - Ложись сегодня пораньше, ты себя изнуряешь, - говорила она.
          Однажды вечером, когда его не было дома, к ней зашла Инесса и сказала, что он пользутся услугами проституток. Клавка спросила, как это она определила. Инесса рассказала, что несколько раз уже видела, как он сажает в свою машину эти самых особ. Окна магазина, где работает Инесса, как раз выходят на ту самую улицу, где эти особы выстраиваются.
          - Я не хотела тебя обидеть, - добавила Инесса, - но я хочу чтобы ты знала.
          - Ну и что особенного, - сказала Клавка. - Это его дело. И вообще изначально самец не ориентирован на одну самку. Бык в стаде покрывает несколько коров. Или петух, например...
          - Чо ты его оправдываешь? - прервала ее Инесса. - На тебя-то его хоть хватает?
          - Вполне, - ответила Клавка.
          Она была убеждена, что по большому счету он ей верен.

          Она по прежнему ему поддакивала и переживала за него. По вечерам они пили чай на кухне. Он не доверял ей заваривать чай и делал это сам, считая что это очень ответственное дело.
          Она научилась распознавать его настроение по крепости чая. Чем крепче становился чай, тем большая напряженность жила в нем. Сначала чай был как сумерки, а потом становился как ночь. Чашка в его руке начинала дрожать. Клавка знала как поступать в таких случаях. Она заводила разговор о том, какой он умный и талантливый. Она убеждала его в новых и новых достоинствах. Он успокаивался. Его словно бычка привязывали к колышку, который называется "я", и он бегал вокруг него удовлетворенно мыча.
          По вечерам они пили чай, и так прошло время от одной осени до другой. Но что-то стало меняться в их чаепитиях. Клавка заметила, что из их разговоров стало уходить больше и больше слов. Слова изнашивались, как изнашиваются части механизма. В таких случаях нужны новые слова, но новые слова не приходили. Он, и прежде неразговорчивый, уходил теперь в молчание как на свою территорию.
          Однажды она заметила, что его молчание не забирает ее. В этом молчании нет тишины. Его молчание означает только отсутствие слов.
          Она перестала ему поддакивать. Он ушел от нее и забрал собаку. Собака думала, что ее ведут гулять и поэтому радовалась и скулила от нетерпения.

          Настал ноябрь, время мерзнуть и терпеть. Терпеть и опять мерзнуть. Особенно мерзла Клавка. Каждый год одно и то же, - думала она, стоя на безжизненной остановке в ожидания троллейбуса. Зачем все это? - думала она. Холод, поздняя осень, мужчина. Как все неправильно устроено.
          А потом выпал снег. Клавка не обратила на него внимание. Кто-то рядом сказал - снег. Тут она заметила, что вокруг и впрямь что-то кружит белое. Клавка шла в падающем и восходящем снеге, пока в нем не исчезла. Вскоре снег, словно вспомнив о Клавке, явил ее в районе булочной. Там снег сходился с другим, который шел со стороны реки. Возле булочной эти два снега братались и становились метелью. Клавка домой не пошла и долго гуляла вдоль и поперек метели. Метель не отпускала ее из себя и водила по городу словно за руку.
          Она остановилась отдохнуть возле киоска. Вот приходят и уходят осень, мужчина, снег. А я остаюсь, думала Клавка. Потом опять придут осень, мужчина, снег. И опять уйдут. А я останусь. А уйду я - что останется?
          - Какой чудесный снег, - послышался рядом мужской голос.
          - Вы находите? - ответила Клавка.
 
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Обложка

От редакции

Авторы

Наш адрес
 
Cross_b
Страница 1Страница 2Страница 3Страница 4Страница 5Страница 6Страница 7Страница 8Страница 9Страница 10Страница 11Страница 12Страница 13